Хозяева евнухов доверяли им не только своих жен, но и все состояние, поскольку лишенные забот о содержании собственной семьи и оплате дорогих утех евнухи пользовались безупречной репутацией. По тем же причинам им иногда удавалось занимать высокие должности. Вторая дорога вела из Гондара в Массауа, куда также приходили караваны из Судана.
Этому благоприятствовала возможность продажи части невольников появившимся здесь бродячим работорговцам. Пренебрегая заботой об освоении земель, что как раз считалось одной из их главных обязанностей, землевладельцы занимались куда более доходными для себя делами. Самым прибыльным делом считалась торговля рабами, отправляемыми преимущественно в Бразилию. Этот поток африканских невольников присоединялся к потоку рабов, вывозимых через Атлантику, что рассмотрено в предыдущей части книги.
Один американский исследователь все же взялся за такой подсчет. Те немногие конкретные данные об объемах торговли рабами, которые ему удалось найти, он дополнил косвенными свидетельствами, например разными сообщениями о численности черных невольников в странах мусульманского мира. На основе сложной аргументации — в ее детали здесь нет смысла входить — он предложил следующие оценки (в хронологическом порядке). В последующие годы сюда привозилось еще больше африканских невольников, но особенно много в середине XV в., когда наступил расцвет городов на восточном побережье Африки и возрос экспорт рабов отсюда. «Массовый» вывоз рабов происходил и после вторжения мусульман в Эфиопию в 1527 г., сопровождавшегося захватом многочисленных военнопленных. Именно в это время присутствие африканцев стало в отдельных районах Индии важным политическим фактором.
По именам рабов иногда можно определить страну их происхождения, что позволяет выявить среди них, например, египтян, хотя определить таким путем их процент в общем числе рабов у греков невозможно. Самой тяжелой считалась добыча свинцово-серебряной руды в массиве Лаврион на юге Аттики. Работа велась самыми примитивными орудиями в узких галереях, освещенных чадившими масляными светильниками. На ночь рабов, как стадо, размещали в грязных загонах.
К концу XVII века африканские невольники, которые все еще являлись экзотикой, стоили в среднем 50 английских стерлингов, тогда как раб ирландского происхождения обходился всего в 5 стерлингов. Дело в том, что светлокожих рабов было гораздо больше. Соответственным было и отношение к черным и белым рабам. Дорогих негров берегли, а вот ирландца плантатор мог забить до смерти. А белые рабыни-ирландки часто становились наложницами своих хозяев. Постепенно колонисты додумались до того, что стали «скрещивать» ирландских девушек и женщин с африканцами, чтобы получать невольников-мулатов, стоимость которых была достаточно высокой.
Хотя в 1839 году Англия перестала заниматься работорговлей, английские пираты, захватывая суда, брали в плен пассажиров и членов экипажа и продавали в рабство. Использование материалов Vgorode.ua разрешается только при условии прямой и открытой для поисковых систем гиперссылки на сайт vgorode.ua. Гиперссылка обязательна вне зависимости от полного либо частичного цитирования. Она должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце и вести на цитируемый материал.
Набеги на западных или восточных соседей Буганды почти всегда заканчивались успешно благодаря ее большой армии и превосходству в вооружении. Между занятой нгони территорией и Казембе жили бемба, у которых еще только начинала складываться политическая организация. Один из вождей бемба сумел обеспечить себе верховную власть и добился более тесного объединения отдельных племен. Он присвоил Россия вперед себе монопольное право торговать слоновой костью и благодаря этому сконцентрировал в своих руках основной источник богатства, позволивший ему покупать ружья и использовать их для более крупных набегов. Сумев организоваться и вооружиться, бемба успешно развивали свою склонность к военным предприятиям и долгое время наводили ужас на население между озерами Танганьика и Ньяса.
- Зенджи были своего рода резервом людского фонда для монарха, который использовал этот резерв, чтобы одаривать (иногда целыми деревнями) своих вельмож или иностранных монархов, например правителя Марокко.
- Занзибарские купцы нацелились сначала на крупный рынок Казембе, но встретили там множество конкурентов, обосновавшихся здесь ранее.
- В пещерах Стеркфонтейн близ Йоханнесбурга были обнаружены ископаемые останки Australopithecus africanus, возрастом 2,3 миллиона лет.
- А через год вышел учебник, посвященный степу, и первая статья о джаз-танце, где его противопоставляли классическому балету.
- Впоследствии в церкви проходили собрания «Гражданской ассоциации» – органа народного самоуправления, избранного в противовес марионеточному «городскому совету», назначенному расистским режимом.
- По сей день это здание остается одним из крупнейших в Европе архитектурных памятников – и вместе с тем памятником одному из самых бесчеловечных режимов XX века.
Этого удалось достичь не без труда, но Оман все же добился своего, когда в 1806 г. В период наполеоновских войн англичане, запретившие к тому времени работорговлю, оккупировали Маскаренские острова. Они сохранили за собой Маврикий, где постепенно приток рабочей силы из Африки заменили привозом индийских кули, работавших по контракту. На острове же Бурбон, возвращенном Франции, из-за отсутствия других возможностей восстановилась старая практика доставки рабов, несмотря на формальное запрещение работорговли. Это продолжалось до 1831 г., когда благодаря новому, более суровому закону началась действительно активная борьба с работорговлей. Трудно найти точные данные, так как истинное положение в тот период малоизвестно (за исключением знаменитого эпизода, когда Стэнли «освободил» Эмин-Пашу).
Они поселены и работают преимущественно в Африке, в Азии и в мусульманских странах. По данным ООН, ежегодно два миллиона человек попадают в рабство в незападном мире (все те же Африка, Азия, Ближний Восток и т.д.). Но никому еще не приходило в голову осуждать за «преступления против человечности» страны, где и в наши дни практикуется подневольный труд. В протестантской церкви, наиболее распространенной в Северной Америке, африканцы, до тех пор никогда не слышавшие многоголосного пения, познакомились с хоровыми религиозными гимнами. Усвоив их несложную, пришедшуюся по сердцу музыку, рабы стали вводить в ее исполнение элементы импровизации. Так появились спиричуэлс – многоголосные хоровые духовные песни американских негров, за библейскими сюжетами скрывавшие горе и гнев обездоленного народа.
Использование рабов
Манихейство — религиозное учение секты ранних христиан (III–V вв.), призывавшее к всеобщей, но пассивной борьбе со злом. Такой подход был характерен для значительной части аболиционистов. Аболиционизм — движение за отмену рабства негров, зародившееся в конце XVIII в.
Рабы на выборах. Как политики используют заключенных
Темнокожий импровизатор своеобразно соединяет танец, пение и игру на многочисленных ударных инструментах в синкретическом единстве. В Новом Свете началось постепенное формирование новой, уже американизированной культуры чернокожих рабов. Начнем с того, что языком общения разноплеменных работников стал язык хозяев. Во время тяжелого труда на полях они пели, чтобы облегчить монотонную изнуряющую деятельность. Из года в год количество поклонников джаза в Украине растет.
Если его подавляли, то делалось моральное внушение, часто сопровождавшееся жестокими физическими наказаниями. Затем зачинщиков вешали на реях и экипаж тренировался в стрельбе по их трупам. Если мятежники побеждали и это было вблизи от побережья, то на лодках или пирогах невольники уплывали к берегу, где их вполне могли опять захватить в рабство и продать. Наконец, если бунтовщики брали верх в открытом море, то, вероятно, «корабль пропадал без вести». Такие суда никогда и никуда не приплывали, так как если африканцы уничтожали весь экипаж, то уже некому было вести корабль в открытом море.
Марокканские купцы начали обосновываться даже в Сен-Луи на реке Сенегал, чтобы прямо там закупать товары из Судана. Но морские перевозки находились целиком под контролем европейцев, уже несколько десятилетий как запретивших работорговлю, а поэтому отправлять морем рабов было невозможно. Самые активные экономические связи развивались в направлении от Судана к Марокко. По сравнению с предыдущими веками появились новые экспортные товары, например камедь и особенно страусовые перья, пользовавшиеся большим спросом в Европе. Эти товары как бы дополняли традиционные статьи экспорта (россыпное золото, которого вывозили все меньше, слоновая кость, рабы). По данным хорошо осведомленного источника, рабы составляли основную часть «груза» караванов.
Оно сохраняло власть только на небольшой территории вокруг Мероэ. В египетских источниках оно именовалось «Куш», а в надписях на древнегреческом языке — «Эфиопия». Первая столица — Напата — располагалась на правом берегу Нила у Четвертого порога, а Мэроэ лежало южнее Пятого порога. Ведь в этом отношении трудно найти различие в действиях французских или германских, английских или итальянских, равно как и всех остальных колонизаторов.
К таким рабам, вероятно, надо отнести и те группы населения, которые сначала были допущены в Египет, а затем порабощены, подобно, например, иудеям в библейском сказании. В этих условиях число рабов в стране должно было меняться в зависимости от характера и интенсивности внешних связей Египта. С древнейших времен они установились с южными соседями — нубийцами. Долина Нила благоприятствовала как развитию торговых контактов с ними, так и военным набегам. Поэтому периоды мирных отношений чередовались здесь с вооруженными конфликтами.
Жители Одессы и области приняли участие в молчаливой акции «Шествие за свободу», приуроченной к Европейскому дню борьбы с торговлей людьми. Туроператор по Мавритании iLOVEAFRICA.TRAVEL поможет Вам найти и забронировать любой понравившийся Вам отель Мавритании, смоделировать любой понравившийся Вам маршрут по стране. Одним из лучших мест в стране для занятия водными видами спорта и спортивной рыбалкой считается город и порт Нуадибу.
Арнису было всего тринадцать, когда, не успев побыть и подростком, он вынужден был начать свою взрослую жизнь. Если бы семья, жившая по соседству, не приняла мальчишку, Арниса ждал бы сиротский приют. Благодаря добрым людям, у Арниса теперь был кусок хлеба и дом, куда можно вернуться после школы. От мечты — стать моряком — пришлось отказаться и пойти в профучилище, к которому у него душа не лежала. Но там кормили бесплатным обедом, выдавали казенную одежду и форменную куртку. Так же, как его отцу Александру, жизнь не оставляла ему выбора.
Везли рабов на небольших парусных кораблях, куда умудрялись помещать по 200–300 и даже по 500 человек. Несчастные люди практически всю дорогу находились в положении лежа или сидя. Как говорили сами работорговцы, «раб не должен занимать в трюме места больше, чем он будет занимать в гробу». Когда-то Шингетти был самым важным в стратегическом плане и самым известным местом в мире.
Сокращение поступления рабов в Триполи, как отмечалось, может объясняться уменьшением работорговли в Феццане в конце XIX в., но она не ограничивалась выходом только в Триполи. Рабов, пусть и в небольшом числе, придерживали в самом Феццане, а других переправляли отсюда в Киренаику, откуда их везли дальше — в Египет, Сирию или морем в Турцию. С учетом продажи рабов на каждой остановке долгого пути этот работорговый поток представляется равным тому, который направлялся в другую сторону — к столице регентства. После того, как поток в Триполи прекратился, другой оставался почти неизменным. В Киренаику, кроме того, поступали партии невольников с юга; это началось еще в XVIII в. Большинство рабов обменивалось на товары, провозимые с севера транзитом через Феццан.
Такая ситуация создавала своеобразную конкуренцию между внутренним и внешним спросом на рабов. Когда зоны возникавших военных действий охватывали территории с радиусом в десятки километров, приходилось менять путь и сходить с традиционных караванных дорог. Распределительным центром к северо-западу от слияния Нигера с Бенуэ стало королевство Нупе, откуда невольников отправляли не только прямо на побережье, но и в Дагомею. Подобные изменения классических невольничьих маршрутов привели к относительному упадку торговли с государствами йоруба. Но в целом у африканцев проявлялась хорошая организация работорговли, свидетельствующая о ее, высокой экономической эффективности».
Хотя правительство в Лиссабоне запретило работорговлю в 1836 г., но мы уже отмечали, сколь малоэффективным оказался его запрет. Англия тоже действовала в этих краях, навязав в 1842 г. Соглашение о взаимном досмотре судов, что на практике сводилось лишь к проверке португальских кораблей англичанами. Борьба с работорговлей приносила здесь плоды крайне медленно, так как короткий путь от континента до Коморских островов и от них до Мадагаскара слабо контролировался.
Подобный вывод еще недавно мог быть единственно возможным, чтобы комментатор избежал упрека в отходе от сложившегося стереотипа. Главное достоинство и интерес книги видятся в том, что торговля африканскими рабами рассмотрена с древнейших времен и до нашего столетия, охватывая все территории материка. Наконец, авторы избрали форму изложения, которая в большинстве случаев даже довольно сухой материал позволяет делать доступным широкому читателю. Его преемник Йоханныс IV (1871–1889) подтвердил запрет, но действовал более радикально, устранив всякое религиозное различие в делах работорговли и начав действительно применять закон на практике.
Тидиан Н’Диайе вспоминает, например, что величайший арабский ученый и историк Ибн Хальдун считал чернокожих более приспособленными к рабству, потому что они… имеют много общего с животными. Еще до чернокожих невольников первыми жертвами рабства были белые люди, в первую очередь славяне — их угоняли в арабские мусульманские страны. Жертвами восточных рабовладельцев становились и другие белые люди, например, балканские и греческие христиане. Но были среди пленников и жители стран с романскими языками — со всего Средиземноморья. Попадались среди захваченных арабами рабов даже английские и германские христиане.
Три первые крупные английские экспедиции за африканскими невольниками в 1559–1567 гг. Под командованием Джона Хоукинса частично финансировались самой английской королевой. Хоукинс применил на побережье севернее экватора старый метод, которым к тому времени португальцы пользовались только в Анголе, когда вооруженная корабельная команда сама отлавливала «живой груз».
Как уже отмечалось, португальцы, несмотря на известный договор, сохраняли до 1840 г. Право вывозить в Бразилию невольников из африканских областей к югу от экватора. Испанцы же, хотя и потеряли большинство земель в своей американской империи, но сохранили Кубу, где с 1820-х годов стали наращивать производство сахара и табака. Поскольку «асьенто» более не существовало, испанцы на Кубе с помощью метрополии получили возможность удовлетворять потребности в рабочей силе, возможно, даже лучше, чем во времена легальной работорговли. Кстати, именно Куба в течение десятка лет оказалась излюбленным местом сбыта «товара» нелегальными французскими работорговцами.
По этому поводу очевидцем опять выступает Генрих Барт, сопровождавший участников подобной операции в 1851 г. Операция проводилась в южных районах под предлогом заставить вассалов подчиняться, но в действительности просто для захвата рабов. По существу, это была «прогулка» вооруженных налетчиков, уверенных в своей силе потому, что у них имелось огнестрельное оружие, т.
Что же касалось африканцев, то сам их вывоз в Америку был объявлен полезным для постепенного перехода их «из природного варварства в праведную христианскую веру». О правоверности католика Лас Казаса написано немало, но именно он обеспечил рабовладельцев и белых торговцев, поставлявших черных невольников, аргументом, доказывавшим законность их действий с точки зрения религиозной морали. Этот аргумент использовался без существенных изменений на протяжении трех столетий. Поскольку местная рабочая сила в Америке быстро иссякла, испанская империя здесь создавалась трудом африканских рабов. Мы выделяем три крупных периода в работорговле через Атлантику. В отношении первого из них (1440–1640 гг.) может показаться, что мы немного больше внимания уделяем политическим аспектам проникновения западноевропейских стран в Африку, чем проблеме собственно работорговли.
Кое-кто впоследствии даже вошел в так называемое «высшее общество». Например, во времена правления английских монархов Якова II и Карла I в рабство продавали ирландцев. По прокламации 1625 года десятки тысяч политических заключенных или тех, кого преследовали за религиозные убеждения, были отправлены за границу. Они подлежали продаже английским колонистам в Вест-Индии, Вирджинии, на Барбадосе, в Новой Англии.
Одномерное сырьевое государство всегда разрушает свою экономику. В условиях африканского трайбализма, дичайшего социального неравенства и беспредела, забег в мусорный бачок идет с нарастающим темпом. Если лет назад Нигерия считалась одной из самых развитых стран Западной Африки, то сейчас она славится лишь своим криминалитетом и размахом коррупции.
Почти весь объем книги отдан Кунте, Киззи и Джорджу, а на остальные поколения семьи остается примерно одна десятая. Может, потому что рабство в Америке, наконец, в 1865 было отменено, и семья Цыпленка Джорджа стала свободной? Правда, то, что рабы стали свободными, ещё не обязывает белое население относиться к ним с уважением. Многие университеты не принимали чернокожих студентов, гостиницы и рестораны отказывали им в обслуживании. А если черного и соглашались обслужить, то исключительно после белых. Нищему белому переселенцу, только что приехавшему на кофейную плантацию, проще всего было не жениться – а просто взять себе женщину из числа окружающих черных.